Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Южный административный округ

Работа по сохранению здоровья учащихся

В целях защиты обучающихся от перегрузок, сохранения их физического и психического здоровья в Центре разработан и реализован комплекс мер...

В целях защиты обучающихся от перегрузок, сохранения их физического и психического здоровья в Центре разработан и реализован комплекс мер, включающий:

- рациональную организацию учебно-воспитательного процесса, способствующую дифференциации и индивидуализации обучения (соблюдение нормативов и методических рекомендаций по составлению расписания учебных, индивидуально-групповых, дополнительных занятий, гигиенических норм требований к организации, объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения, строгое соблюдение нормативов домашних заданий, запрет домашних заданий на выходные дни учащимся 1-7 классов);

- составление расписания, способствующего снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к учебным помещениям;

- организацию разнообразного питания учащихся, рационального режима приема пищи, обеспечение условий питьевого режима (в классах и холлах установлены кулеры для питьевой воды);

- систематический мониторинг здоровья учащихся, отслеживающий динамику заболеваемости, эмоционального состояния, уровня тревожности;

- организацию и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы, повышению двигательной активности учащихся (помимо уроков физической культуры в расписание введены часы обязательных занятий большим теннисом (в отдельном корте рядом со школой), 1 час хореографических занятий.

На уроках физической культуры учителя дифференцированно подходят к выстраиванию занятий с детьми, имеющими различные группы здоровья. Для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, проводится массаж по рекомендации врача и занятия лечебной физкультурой.

Группа учителей-предметников прошла обучение на курсах при центре развития русского языка по программе «Снятие рабочего и учебного стресса». Полученные знания успешно реализуются в организации учебного процесса для повышения работоспособности учащихся и педагогов. Проведение различных внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий: спартакиад, дней здоровья и спорта, спортивных турниров, эстафет, «Веселых стартов», туристических походов, «Троп здоровья» и т.д. способствуют развитию и сохранению здоровья учащихся. Разработка и организация различных форм мероприятий, направленных на воспитание потребности вести здоровый образ жизни и формирование ценностного отношения к здоровью у участников образовательного процесса.

С этой целью разработана система уроков здоровья в рамках классных часов, регулярно проводятся лекционные и семинарские занятия для детей, родителей и сотрудников школы с привлечением специалистов различных областей (педиатра, нарколога, сексолога, представителей правоохранительных органов и т.п.).

Проводится работа по повышению квалификации педагогов в вопросах охраны и укрепления физического, психоэмоционального и нравственного здоровья детей в формах семинаров, тренингов, мастер-классов, круглых столов по обмену опытом. С учащимися 8-9 классов также проводятся различные мероприятия, направленные на профилактику наркомании и табакокурения. Ребята ставят спектакли на актуальные темы, активно участвуют в спортивных соревнованиях, помогают в подготовке и проведении Дней здоровья для детей младшего возраста. Учащиеся сами являются пропагандистами здорового образа жизни: детская лекторская группа выступает перед сверстниками с сообщениями о пользе физической культуры и спорта, о преимуществах здоровой жизни, о вреде табака, наркотиков, алкоголя.

Программа «Создание адаптационно-развивающей среды», разработанная в центре, направлена на успешную адаптацию учеников начальной школы к обучению в среднем звене. Программа реализует преемственные связи между начальной и средней школой, что позволяет создать более комфортные психологические условия для учащихся, снизить тревожность, сохранить учебную мотивацию. Учащиеся более мягко адаптируются к новой образовательной среде, условиям, требованиям, что способствует сохранению и укреплению их физического, психического и нравственного здоровья.

Работа с родителями. Основная проблема воспитания состоит в том, что многие родители не осознают определяющей роли семьи в воспитании детей, формировании общечеловеческих ценностей и жизненных принципов, в том числе здорового образа жизни. С родителями проводятся различные формы просветительской работы через родительские собрания, лекции, индивидуальные беседы, тренинги. Родители привлекаются к участию во внеурочной деятельности: в спортивных состязаниях, праздниках, конкурсах, туристических походах, экскурсиях, проводят тематические беседы с учащимися.

Оптимизация условий обучения - дифференцированная организация учебного пространства (расстановка парт, наглядных пособий), увеличение комфортности за счет озеленения кабинетов комнатными растениями и оборудования кабинетов жалюзи, что способствует снижению запыленности учебных помещений. Создан временной график проветривания помещений. Координация сроков контрольных проверочных и зачетных работ, что позволяет учащимся заблаговременно подготовиться к сроку проведения работы и исключает возможность проведения в течение одного учебного дня нескольких работ. Обеспечение учащихся питьевой водой (кулеры в каждом кабинете) и витаминизированным питанием (широкий ассортимент блюд в школьной столовой, работающий в течение перемен буфет).

В каждой параллели проводятся индивидуальные занятия со слабоуспевающими, часто болеющими детьми. Для одарённых детей организованы занятия в клубе «Интеллектуал» и системе дополнительного образования школы. По индивидуальному учебному плану обучаются дети, находящиеся на семейном обучении и дети, профессионально занимающиеся в спортивных и художественных школах. Интегрированный подход к изучению ряда предметов. Центр образования является Школой информатизации, поэтому в учебном процессе широко используются компьютерные технологии: значительное количество кабинетов оснащено интерактивными досками, есть 5 мобильных компьютерных классов. Кроме того, каждое рабочее место учителя оснащено компьютером. Уменьшение зон стресса предполагает создание и использование адаптационной программы перехода, которая работает в течение многих лет, сопровождаемая психологической службой школы. В начальной школе используется персональная система оценивания, где каждый ребёнок сравнивается только со своими успехами в обучении. В 1-2 классах - безотметочное обучение и только с 3 класса вводятся отметки. Оптимизация условий обучения. Ежегодно составляется график проведения контрольных и проверочных работ, где сводятся воедино графики контрольных работ Службы мониторинга, окружные, городские и тематические контрольные работы, работы проводимые Московским Центром качества образования (МЦКО) и системой Статград. Родительский комитет провел мониторинг организации питания в начальной школе и пришёл к выводу, что питание в начальной школе вполне удовлетворяет запросы и детей, и родителей. Ежедневно в каждом классе проводится прогулка на свежем воздухе или динамическая пауза в ненастную погоду. В режиме учебного дня предусмотрены удлиненные перемены и много двигательных предметов: уроки физической культуры, спортивные игры, уроки психологии, ритмическая гимнастика, ритмика. 1.Утренняя гимнастика перед началом занятий. 2.Динамическая пауза в режиме дня (прогулка). 3. В 1-4 классах в курсах «Окружающий мир» и «Физическая культура» интегративно изучаются основы безопасности жизнедеятельности.. 4. Обязательно проходит инструктаж детей по безопасности перед каникулами и экскурсиями. 5. В процесс здоровьесбережения привлекаются и родители. Ежегодно, 2-3 раза в год проходят большие спортивные праздники « Папа, мама, я - спортивная семья», где очень высок процент участия родителей. Ежегодно проводятся родительские собрания по тематике здорового образа жизни (о режиме младшего школьника, о питании, о физических нагрузках детей и т.д.). Традиционно проходит конкурс рисунка, связанный с культурой здоровья. Анализ динамики наиболее распространенных отклонений в здоровье показывает, что существуют общие тенденции, во многом обусловленные социально–демографическими условиями каждого года рождения. Анализ не выявляет особых тенденций ухудшения здоровья, связанных с дидактогенными или иными факторами влияниями школы за пределами тенденций, имеющихся в регионе Москвы и Московской области в целом.

Также много полезной информации о сохранении здоровья можно найти на страницах «Медицинское обслуживание» и «Безопасность»