Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Южный административный округ

Система осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Основная цель действующей системы оценивания – дать учащимся адекватную информацию об их учебных достижениях, продемонстрировать им объективный прогресс, стимулировать активность в обучении, а также обеспечить эффективность комплексной оценки их учебных достижений и оценки способностей самостоятельно использовать эту совокупность качеств.

Основная цель действующей системы оценивания – дать учащимся адекватную информацию об их учебных достижениях, продемонстрировать им объективный прогресс,  стимулировать активность в обучении, а также обеспечить эффективность комплексной оценки их учебных достижений и оценки способностей самостоятельно использовать эту совокупность качеств.  Вторичная цель – использования оценочной системы во внутришкольной системе управления качеством для контроля исполнения требований государственных нормативов и конвенционального соглашения между ОУ и социумом (семьями).  Основными задачами по первой цели являются: 1. Сравнить обучающегося со своим собственным (предыдущим) результатом.  2. Оценить динамику достижений.   3. Сравнить обучающегося с аналогичными параметрами другого обучающегося для позиционирования их друг относительно друга в рамках состязательным мотивов и рейтинговой системы оценивания. 4. Сравнить результаты деятельности обучающегося с объективным эталоном, для определения соответствия заданным условиям (государственным требованиям, договорным обязательствам перед семьей).    Основными задачами по второй цели являются: 1. Создание положительной и отрицательной обратных связей в системе управления учебным процессом. 2. Определение статических характеристик обучающихся ( по достижению возраста, ступени обучения). 3. Определение динамических характеристик обучающегося  (тенденции, причинно – следственные связи, прогнозирование перспектив обучения и т.д.). 4. Поощрение, ориентирование и поддержка обучающихся.   Результаты оценивания используются: Обучающимися: - для самоорганизации и соорганизаци в рамках учебного процесса: при затруднении обращаюсь к учителю, обращаюсь к литературе, обращаюсь за помощью к группе одноклассников, участвую в решение задачи, вызвавшей затруднения и решаемой всем классом, работаю в группе для решения конкретной задачи;      - для деятельности по содержательному анализу, внутреннему планированию и рефлексивному подходу к решению той или иной задачи; - для развития коммуникативной, социальной и конфликтной компетентностей. Педагогами чтобы: - установить готовность учащегося к восприятию и усвоению новых знаний;  - выявить трудности и ошибки, причины их возникновения;  - выявить степень правильности, объем, глубину знаний, сформированность навыков обучающихся; а также: - для обсуждения новой учебной стратегии; - для совместной профессиональной рефлексии (не системно); - для определения сильных способностей, которые можно использовать.      Администрацией Центра как составляющая измеряемых характеристик оценки качества и эффективности работы ОУ. Соответственно эти характеристики качества закрепляются в ЦЕЛЕВЫХ показателях, раскрываются в этапности ПЛАНОВЫМИ показателями и отражаются в ТЕКУЩИХ показателях работы ОУ. 5. Существующие дефициты системы оценивания. 1. Формирование оценочных ярлыков и социальных стереотипов. Статистика регулярно получаемых оценок (двоек, троек и т.д.) формирует для ученика общественный оценочный ярлык – «двоечник», «троечник» и т.д.. В эксплуатацию данного ярлыка вовлечены и учителя и дети, и родители, а в конечном счете и сам носитель. Следствием такого процесса является нивелирующая  (относительно ярлыка) позиция учителя в случае если у ученика возникают позитивные тенденции («временное явление», «все равно три» и т.д.), что объективно снижает  шанс (для ученика) изменить динамику ситуации.  2. Низкая диференцированность оценки (очень грубые границы между оценками бальной системы)  позволяют учителю формировать некоторую политику относительно ученика. Ничего плохо в том, что учитель может использовать оценку для стимулирования в виде поощрения (завышение оценки) или в виде наказания (занижение оценки) для повышения образовательной активности учащегося нет. Однако если данный процесс носит перманентный характер и является способом отражения личных отношений это является абсолютно ненормальны и более того – социально опасным процессом. 3. Низкий уровень объективности оценивания. Основная причина – критериальность,  при слабых критериях прежних государственных стандартов . 4. Более сложные формы оценивания (включая формирующее или иные рефлексивные формы) требуют времени, что при перегруженности учебного плана ситуация практически невозможная. 5. Доминирующий эмоциональный негатив в оценке (особенно в младшей и средней школе), связанный с семейными страхами социальной неспешности ребенка в этой (на данный момент) ведущей деятельности.  6. Низкая наглядность процесса оценивания (для ученика и родителя в первую очередь). 7. Процесс ввода, вывода , хранения и многопрофильного анализа оценочного материала должен быть прост для учителя, понятен для ученика и родителя, достаточен для проведения любых возможных аналитических мероприятий (в том числе в части прогноза развития ситуации). Основные запросы педагогов в корректировке и (или) изменении действующей системе оценивания касаются готовых средств и методик для организации формирующего оценивания, адаптированных под учебный план и программу отечественной школы. Кроме этого необходимо существенно уменьшить тематическую нагрузку на предметы для создания необходимого резерва времени для проведения и организации данных форм оценивания. Результаты данного оценивания (в виде системы накопительной оценки) должны быть внесены в систему внутришкольного контроля, внешних видов контроля со стороны учредителя и форм итоговой аттестации за ступень образования.    Система текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся строиться на основании «Положения «О порядке проведения аттестации, нормам выставления оценок и ведению отчетной документации по результатам аттестации учащихся Центра образования «Царицыно» № 548» (на сайте Центра в разделе «Документы»»)   и Положения «О системе оценки индивидуального прогресса обучающихся» (на сайте Центра в разделе «Документы»).  В соответствии с федеральным законодательством и Уставом Центра с 1 января 2010 года введена система регламентов содержания и порядка текущей и промежуточной аттестации учащихся школы по всем предметам. Она опирается на единые правила проведения текущей, тематической, промежуточной и административной аттестаций, единые требования к оценке знаний, умений и навыков, учащихся по различным дисциплинам, в том числе при выставлении итоговых оценок и отметок в аттестаты за курсы основной и полной (средней) школ. Система регулирует порядок проведения аттестаций, формы, порядок планирования и нормирование аттестаций  .  Система оценки индивидуального прогресса обучающегося (далее СО ИПО) создана в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Федеральным Государственным стандартом начального общего образования принятым согласно приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года, Федеральным Государственным стандартом основного общего образования принятым согласно приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 года , Федеральным Государственным стандартом среднего (полного) общего образования принятым согласно приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 года, с учётом приоритетов развития образовательной системы Центра образования №547 «Царицыно», закреплённых в Образовательной программе на 2010-2014 у.гг., и программе развития на 2010-2012 у.гг.. Целью создания СО ИПО является создание процедур оценки ИПО, используемых учителями и учащимися для улучшения процесса и результатов обучения. Задачами СО ИПО является:  - создание для учащихся новой стратегии взаимодействия с учебным материалом, с акцентом каждого учащегося на собственный прогресс: личные достижения, приращение знаний, умений и навыков, проблемы учения, которые нужно решать;  - создание организационных возможностей для разработки, апробации и применения различных регуляторов учебной практики учащихся, связанных с получаемой в ходе использования СО ИПО информацией.