Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Южный административный округ

Статья о жизни школы

Много лет назад наша школа стала активно принимать участие в различных проектах за пределами образовательного пространства...

Много лет назад наша школа стала активно принимать участие в различных проектах за пределами образовательного пространства. Так как спецификой нашего образовательного учреждения был многонациональный коллектив и возможность обучать всех и каждого, то перед педагогическим коллективом всегда вставало ряд проблем-направлений работы в поликультурной образовательной среде:

  1. учет национальных психологических особенностей;
  2. осмысление нравственно-психологической атмосферы;
  3. сплочение многонационального коллектива;
  4. формирование культуры межнационального общения;
  5. интернациональное воспитание, общечеловеческие ценности.

В 2007 году инициативная группа, сформированная в нашей школе, была участником проекта на конкурсной основе организованного Британским посольством. Необходимо было разработать общую концепцию проекта в форме макета, плаката или стенгазеты, чтобы потом за небольшой промежуток времени воплотить его в жизнь. Проект должен был отражать общие принципы толерантности и способы развития терпимости среди учащихся школы.

Многие выполнили свои работы в виде аппликации или рисунка. Мы же попытались включить в работу оригинальные элементы лепки, что придало нашему плакату неповторимость.

Наши идеи были оценены по достоинству, а проект занял первое место в конкурсе.

Спустя год, уже в феврале 2008 года мы были приглашены принять участие в проекте Британского посольства «Театральные мастерские «Толерантность и многообразие»». Целью проекта была постановка тематического спектакля-импровизации при участии учащихся и педагогов под руководством актеров театра «Arc theatre for change». Организаторами были определены задачи по совместной работе и объединению абсолютно разных людей.

Применялись различные методы работы с группой, носящие изначально ознакомительный, а впоследствии развивающий и сплачивающий характер, как-то: подвижные игры, тренинги, интерактивные мастер-классы.

По истечении 4 дней проекта группой была продемонстрирована театральная постановка, в которой каждый участник имел возможность самовыражения и индивидуальности в общем действе.

Видя заинтересованность наших детей, а также готовность работать в этом направлении и конечный результат, мы с коллегами решили взять за основу нашей образовательной программы воспитание толерантного отношения.

Необходимо было прежде всего начинать вовлекать педагогический коллектив. Это касалось их:

- коммуникативной компетентности;

- стрессоустойчивости;

- деятельностных способностей;

- этнопсихологических знаний;

- рефлексивных способностей;

- конфликтологической компетенции.

Необходимо было сформировать толерантное коллективное сознание в условиях поликультурной образовательной среды, а также психологически комфортный климат школы.

В этом нам помог проект Фестиваль национальностей «Единство непохожих», который вот уже много лет с успехом проходит в стенах нашей школы. Целью данного проекта стало воспитание толерантности, уважение к историко-культурному наследию, традициям разных народов.

Очень активно в нашей школе поднимается вопрос о толерантности. Мы проводим круглые столы, применяя на них тренинговые элементы, конференции. Задействуем детей в постановке проблемных вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в ходе обсуждения.

Продолжаем работать в театральных проектах, которые легли в основу толерантного, гражданского воспитания. Принимали участие в проекте «Театр климатического действия» организатором, которого было Британское посольство и профессиональные драматурги из Англии и России. Надо отметить, что работа в таком творческом формате, является для учащихся наиболее интересной и результативной. Тематика была четко определена и касалась основной проблемы земного шара – загрязнения окружающей природной среды. Проект был разноплановый, разносторонний. В этот период нет границ, канонов, правил для учащихся. Каждый ребенок становится творцом и знает, что, в конечном счете, получит результат, который будет поставлен на большой сцене для большого количества зрителей.

Долгое время мы работали в проекте «Классная драма», в котором ребятам удавалось примерить на себя роль драматургов и увидеть конечный результат в виде поставленного профессионалами спектакля.

В этом году нас пригласили принять участие уже в новом проекте. Это театральная лаборатория для подростков, которая носит название «Грани». В этот раз работа будет проходить в разных плоскостях: драматургия, актерское мастерство, художественное направление и техническое.

Ни один проект, который проходит вне стен нашей школы, не остается без внимания со стороны коллег и других учеников. Мы всегда стараемся поделиться полученным опытом, привнести что-то новое в свою работу, создать продукт уже в своем, школьном, пространстве.

В основе нашей работы всегда заложено:

- создание системы работы по формированию поликультурной образовательной среды и школы практического гуманизма;

- создание условий для формирования бесконфликтных отношений между всеми участниками образовательного пространства;

  • развитие толерантного сознания у подавляющего большинства родителей;
  • создание условий для развития общей и специальной одаренности;
  • повышение мотивации к обучению у детей-мигрантов и вынужденных переселенцев;
  • включение всех участников образовательного пространства в школьные проекты;
  • формирование коллектива педагогов и учащихся, вовлеченных в совместную проектную и исследовательскую деятельность;
  • формирование устойчивых связей с социальными партнерами.

Конечно, никто не говорит о том, что проектная деятельность готова сразу решить все проблемы. Есть много вопросов и задач, которые необходимо решать педагогам:

  • проекты создают дополнительную работу для учителя;
  • необходимо знать, что делает ученик за пределами класса, ведь проект – это возможность школьника выразить свои собственные идеи;
  • работа над проектом дает возможность ребенку проявить таланты (личностные проблемы);
  • большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер.

Метод проектной деятельности позволяет создать исследовательскую творческую атмосферу. В процессе работы у учащихся должно сложиться мнение, что от успеха каждого зависит успех всего проекта. Это и является огромным стимулом к активному усвоению знаний. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением ребят в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении. Успех проекта зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся.